?

Log in

No account? Create an account
Записки ироничного джентльмена
Мы джентельмены если есть удача...
Автопилоты и качества софта... 
14th-Mar-2019 09:51 am
Default
Ходят напряжённые слухи, что 737 МАХ падают именно из за проблем... с _автопилотом_.

Сегодня пошёл новых слух, что в тайную жалобную книгу пилотов, поступило пять анонимных жалоб, что автопилот на 737 MAX пытался опустить нос после взлёта.

Про то что "вы лохи в автомобильной промышленности и не умеете софт тестировать" мы уже говорили, что да лохи, но если проблема не вскрылась на сотнях прототипов, то её можно искать всю жизнь и не найти. Боинг я уверен, сделал все возможные quality checks на софт на абсолютно все варианты, однако они официально заявили, что хотят что-то там попэтчить.

Итого... в сухом остатке... очень похоже что авиа автопилот, который тестируется гораздо тщательнее автомобильных, накосячил так что лётчики не всегда успевают поймать...

Внимание уважаемые знатоки вопрос... что будет, когда на дорогая появятся миллионы автомобилей с автопилотами, которые начнут ездить в горах, по снегу, по льду, по ямам и т.п. и т.п.?
Comments 
14th-Mar-2019 02:59 pm (UTC)
С автомобильными автопилотами проще - они в идеале будут обмениваться информацией, а заодно блокировать автопилотов, ведущих себя неадекватно реальной обстановке. А вот авиа автопилоты предоставлены сами себе, отчего и глючат:)
14th-Mar-2019 03:36 pm (UTC)
Гы-гы на таран пойдут?
14th-Mar-2019 04:57 pm (UTC)
Недавно едучи по автобану размышлял, что даже для езды по автобану (где вообще не бывает пешеходов, где вообще не бывает без разметки (ну, кроме как когда снег лежит), где и без разметки полосы можно по GPS-сигналу держать, т.к. они размечены с точностью до 10 сантиметров на всех 13 тысячах километров автобанов и 5 тысячах автобаноподобных дорог в Германии), и где средний водитель действительно очень сносно водит) автопилот заведомо не сможет учитывать ряда факторов, за которыми постоянно слежу я. В частности за фактором “подозрительного поведения” и “характерными признаками малоадекватного водителя за рулём”.

Ну вот вижу я, что в соседней полосе водитель как-то притормаживает без видимой для меня причины, и достаточно резко напрягаюсь, притормаживаю, беру ситуацию под максимальный контроль — и действительно очень регулярно, впоследствие оказывается, что там что-то небезопасное было. Или вот вижу, едет очень-очень дорогая машина со, скажем, польскими номерами, тут же куда-нибудь деваюсь подальше, и регулярно оказываюсь очень прав (потому что за рулём оказывается мудак). И таких факторов (очень большой предсказательной силы, надо сказать) — ну очень много.

И половина неполиткорректные. И часть вообще ко времени привязаны. Типа “сегодня последний день рождественских каникул, мы находимся под Мюнхеном на маршруте из Альп на север, перед нами семиместная семейная машина с несколькими значками “Child on board”, с бременскими номерами (Бремен далеко на севере, т.е. вероятно, едут по направлению к Бремену, домой), и ехать ещё очень далеко, а уже вечереет, а ещё машина грязная, издалека едут.” И ты моментально соображаешь, что за рулём уставший водитель, которому надо дожать до Бремена любой ценой, потому что детям с утра в школу, и если он остановится несколько раз отдохнуть, то они не будут дома даже к полуночи. Ну и реагируешь соответственно.

14th-Mar-2019 05:57 pm (UTC)
+100
14th-Mar-2019 08:38 pm (UTC)
А вот это всё, как это не смешно, ерунда.
То есть да... ты выигрываешь, по этим показателям, но проигрываешь по скорости реакции, габаритам и углу зрения.

То есть, ты можешь определить потенциальную проблему, но к кому времени пока ты сообразишь что, проблема перешла из потенциальной в реальную и начнёшь действовать согласно изменившимся обстоятельствам автопилот тебя уже догонит.

Проблема с этой системой только одна... когда я катался на машинах с активированной антиаварийной системой, она у меня постоянно срабатывала на моём маршруте, потому, что я уже видел что машина впереди уже начала манёвр ухождения вправо, а автопилот видел, что предмет ещё в полосе, а скорость сближения явно излишня.
14th-Mar-2019 08:55 pm (UTC)
На моей машине тоже такое стоит (там фронтальный радар + фронтальная камера, ну стандартный набор для фольксвагенов среднего класса и выше последних трёх-четырёх лет), вроде нормально работает в условиях трассы и на крупных улицах в городе. Но в любой нетривиальной ситуации, разумеется, говорит “ойойой, внимание на дорогу, ассистент движения не умеет в этой ситуации”.
14th-Mar-2019 08:58 pm (UTC)
Камер не хватает. ;)
И супер компьютер слабоват. ;)
14th-Mar-2019 10:40 pm (UTC)
Меня, как и подавляющее большинство владельцев, волнуют в первую очередь не эти милые дополнения, а то что на машине которой меньше трёх лет, всего после 75 тысяч пробега подряд дал о себе знать сажевый фильтр (потом типа само прошло, но мы-то знаем), начал издавать подозрительные ритмичные звуки маховик (ну, насколько я могу судить) и появились ритмичные звуки сзади-слева, частота которых очень напоминает частоту вращения колёс (и прямо пропорциональна скорости), и не меняющиеся, если полностью выключить зажигание и поставить нейтраль во время движения — т.е. как-то колесо неровно крутится, причём это не тормоза, т.к. они как раз недавно поменяны (отъездили 80 тысяч, что вроде как совсем неплохо для тормозов).
15th-Mar-2019 02:53 pm (UTC)
Во! Именно об этом и речь, что клиент хочет, ехать, а не шашечки. Шашечки это как новая аудио система приятно конечно, но никто ради этого машину покупать не будет.
14th-Mar-2019 11:28 pm (UTC)
Мне недавно на дилершипе дали нафаршированную Ауди, я пару раз чуть инфаркт не получил, когда она, меня не спросив, начинала тормозить. При этом машина впереди разгонялась со сфетофора, я начинал выезжать за ней и получал удар по тормозам. Как в меня при этом сзади не въехали, непонятно.
14th-Mar-2019 11:56 pm (UTC)
1) Нежелательные автоторможения отключаются продавливанием педали газа. То есть, если оно начало тормозить по сигналу радара (а не камеры), то просто на нажатие на газ оно слабо реагирует, так что можно смело на полсекунды сделать газ в пол, и оно перестанет бузить.

2) Видимо, там были выставлены особенно дефензивные настройки. Центральная левая кнопка на руле позволяет выбрать режим автоторможения. У меня выставлен тот, который “тормозить впритык и только при высокой вероятности столкновения”, и это норм. Иногда оно начинает тормозить раньше, чем успеваю среагировать я, но всегда по-делу. В диллершипе любят выставить режим для подслеповатых медлительных дедушек, бреющихся за рулём. Ездить с этим невозможно.
15th-Mar-2019 03:38 pm (UTC)
Ага... причём на части оно ещё и не отключаемое. :)

Это вообще то наглядно показывает, чем эти автопилоты закончат... сами то они может и затормозят... а вот те кто сзади.
14th-Mar-2019 06:27 pm (UTC)
Автомобильные автопилоты для выявления глюков гоняют миллионы часов в реальных условиях. С самолетом так не получится.
14th-Mar-2019 08:14 pm (UTC)
Это верно, но всем хочется, чтобы тестировали не на жизнях их и их близких. ;-)

А по-факту-то, скорее всего, вначале оттестируют на полутора миллиардах китайцев, а потом до нас довезут.
14th-Mar-2019 08:42 pm (UTC)
Не смешите мои тапочки. Какие миллионы часов. Проверили на стенде, что никак глупостей не делают, раздали инженерам. Проверили инженеры, поставили на прототипы дали всем покататься. Если никто ничего не нашёл, ушло в производство.

А вот самолёт можно таки обкатывать на какой нибудь HIL системе, благо симулятров для самолётов как раз полно.
14th-Mar-2019 10:46 pm (UTC)
И то, и то правда. В авиации просто несравнимо более основательный подход и к написанию, и к всевозможной валидации, верификации и тестированию софта и всего остального, но им недоступна возможность сделать многие сотни прототипов и катать их в реальных условиях очень много часов, т.к. это непомерно дорого. А в автомобильной это доступно. Другое дело, что это мало кто и мало когда делает. Потому что “и так сойдёт”, к сожалению.
15th-Mar-2019 03:10 pm (UTC)
//Потому что “и так сойдёт”, к сожалению.
И практически всегда и сходит... потому как по сравнению с заклинившим усилителем руля это мелкие шалости не стоящие внимания.
15th-Mar-2019 02:05 am (UTC)
Подожди, о чем смеются твои тапочки? О системах помощи водителю, которые требуют рук на руле и внимания, или о настоящем автопилоте, который Гугл, Круз и другие тестируют и настраивают уже годы без готового продукта?
15th-Mar-2019 03:42 pm (UTC)
О том, что при разработке авто кто-то будет тратить миллионы часов на доводку и заточку софта под данную конкретную машину.

То что Гугл и ко. и убер и прочие и т.д. и т.п. уже накатали миллион часов на исследовательских авто, я верю, только это исследования, а не проверки софта перед запуском в производство.
16th-Mar-2019 10:33 pm (UTC)
Не вижу разницы- у Бонига нет возможности налетать много часов в процессе разработки софта. Так или иначе, если верить слухам, ошибка была грубой- система безоговорочно верила единственному недублированному датчику.
18th-Mar-2019 12:55 pm (UTC)
Часть подготовки пилотов как раз крутиться вокруг "35 минут спустя взлёта у вас внезапно отвалился левый двигатель"... хотя конечно, если по документации автопилот должен был отваливаться, а не дурить, тогда конечно всё может быть сложнее.
18th-Mar-2019 07:58 pm (UTC)
Эта система- не автопилот.Пишут, чт дело в новых моторах. они здоровенные, когда газу даешь у самолета задирается нос. Боинг решил это компенсировать софтом, котрый рулит самолет вниз- этакий lane keep assist, но вертикальный. Софт видать писали в Бангалорском филиале.
18th-Mar-2019 08:02 pm (UTC)
Да, тоже слышал эту версию. Там явно должно быть что-то ещё кроме этого... иначе бы они все сыпались. Судя по местам где упало, возможно лётчиков набирали там же где писали софт.
This page was loaded Apr 24th 2019, 4:06 am GMT.