?

Log in

No account? Create an account
Записки ироничного джентльмена
Мы джентельмены если есть удача...
О вождении - Часть 7 (родео на льду) 
26th-Jan-2014 12:52 pm
Default
В Мичигане вчера опять был снег при минусовых температурах, соль где то не успели посыпать, где то она не успела сработать.
Приятель с утра вёз ребёнка в школу. Насчитал по пути 16 (шестнадцать) машин слетевших с дороги, говорит что ещё один из родителей по дороге насчитал 40 машин.

Давайте поговорим о ледовом вождении:

Полный привод (включая самые разнообразные хитрые системы с самое хитрой электроникой)
Самое большое зло на льду. Они дают вам иллюзию что сцепление с дорогой есть, хотя реально его нет. Если по снегу полный привод может быть полезен, то на льду он вам не нужен. Если он вам нужен чтобы влезть в горку, то вам или не стоит лезть в эту горку или нужно разогнаться перед горкой, потому как при влезании в такую горку достаточно отпустить газ на мгновение, и вы уже не сможете выровнять занос.

ABS, stability control
Помогает, но судя по количеству слетевших, явно мало. Системы рассчитаны для сухого асфальта, они плохо работают в снег, более или менее работают в лёд, _НО_. Если вы тормозите, то _сцепление с дорогой_ уходит в торможение, ослабляя вашу возможность рулить. Огромное количество слетевших говорит нам о том, что люди нажимают тормоз и продолжают его жать, в то время, как нужно его отпустить и выровнять занос рулём.

Скорость
Скорость не является критичным параметром. При езде по льду критичными параметрами являются крутизна поворота и дистанция до впереди идущей машины. Если поворот крутой то _перед_ ним нужно сбросить скорость. Скорость нужно сбросить настолько, чтобы вы могли комфортабельно нажать на газ во время поворота если это понадобиться. Дистанцию вы должны держать такую, чтобы у вас было время затормозить-выровнять машину-затормозить. Если ваша дистанция не позволят отпустить тормоз и выровнять занос, вы едите слишком близко.

Сцепление с дорогой
Самое главное, при езде по льду, знать насколько хорошо дорога "держит". Именно то как дорога "держит" определят дистанцию и скорость для прохождения поворотов. Многие не знают как проверить или не проверяют полагаясь на "я еду медленно со мной ничего не будет", если вам так проще, то уйдите в крайний правый ряд, включите аварийку и держите дистанцию в 100 метров до впереди идущей машины. Если вам такой расклад не нравиться, то тогда вам нужно обязательно проверять как "держит" дорога. Наиболее простой способ это выезжая из вашего района резко нажать на тормоз когда вокруг нет машин и посмотреть насколько далеко вас будет нести, и как быстро включиться ABS. Этот способ плох тем, что у вас может быть или сухо или наоборот обледенело, а на трассе могут быть участки которые "держат" или много хуже или гораздо лучше. Опрос знакомых показал, что водители умеющие ездить в такую погоду проверяют как дорога "держит" и на трассе тоже. Или нажатием тормоза, что опасно тем, что в вас могут въехать сзади или нажатием газа, что чревато тем что вы можете не сразу поймать занос. На своей машине, с ручной коробкой и передним приводом, я проверяю довольно просто. Третья передача поднимает обороты двигателя на 4000, на таких оборотах даже при лёгком нажатии на газ машину начинает чуть вести. Если перед машины начинает ехать в бок, то на дороге чистый лёд - дорога не "держит" вообще, если машина продолжает ехать прямо но обороты дёргаются, значит проскальзывает одно из колёс - дорога "держит" но плохо; если машина начинает быстро и решительно набирать то дорога просто мокрая - держит как мокрая дорога.
Предупреждение: я надеюсь читатели сами понимают, что проверять такие вещи нужно на прямой части дороги, ни в коем случае не на повороте, ни на мосту и не в плотном потоке машин. Кстати, о потоке. Не думайте, что если вы едите "в потоке" то вам не нужно знать "держит" дорога или не держит, без этого знания, вы не можете выбрать правильную дистанцию до впереди идущей машины. Если вы поедете "как все" то вам может не хватить места и вы окажетесь в кювете. Знакомый, который насчитал 16 машин, сказал, что по его мнению подавляющее большинство машин держало слишком маленькую дистанцию для такой дороги.
Comments 
28th-Jan-2014 09:05 pm (UTC)
Накатать, что ли, пост про вождение по снегу и льду на велосипеде и пользу зимней велорезины?.. Я тут вчера и позавчера упражнался в скоростных рейдах в дежурную аптеку на велосипеде по превосходным в плане педагогичности дорожным условиям. Тут нужно рассказывать в первую очередь про контроль за покрытием впереди: напр. значительно лучше ехать по целине или каше, чем по слишком узкой колее с "бортами" из подмёрзжешо или просто крепкого снега, потому что повернёшь руль выровнять, скажем, порыв ветра или дорожный изъян или свою собственную неуклюжесть, и упрёшься в этот борт и упадёшь. Можно учить вспрыгивать на борты, поднимая переднее колесо, но при этом аккуратно, чтоб заднее не пошло в боковой дрифт. Что можно противостоять дрифту, быстро щёлкнув на более низкую передачу и резво вдавив в педаль: пока колесо упирается в дорогу вперед и подтирает под собой снег есть какое-то сцепление с дорогой. Надо учить предвосхищать на дороге неровности, ловить очертания бордюров под снежной кашей, учитывать дистанцию не только вперед, но и в стороны: если вдруг упадёшь, нельзя падать под колеса машин и нежелательно под колёса других велосипедов. Ну или если рассчитываешь на возможность выровняться "слаломом", то надо держать запасы по бокам под слалом. Слалому собственно тоже можно учить: велосипед повело в бок, сцепление переднего колеса с дорогой никакущее, но есть слой снега, загребая который передним колесом, можно выровняться. Наклонаеьшся, вибрируешь тормозом и даёшь хорошее усилие на педали, колесо наклоняешь под 45 градусов к направлению движение, вел балансируешь телом. Еак только направление движения начнёт меняться в нужную сторону, надо пытаться поставить руль прямо, чтобы восстановить сцепление с дорогой. Если сцепление с дорогой не восстановлено, то контровать рулём в другую сторону. С горки можно искусственно устроить такой слалом с десятикратноц сменой направления руля, так можно получить массу приятных ощущений и заодно потормозить без применения собственно тормоза.. :-)
28th-Jan-2014 09:33 pm (UTC)
У нас сегодня с учётом ветра -30... несколько прохладненько для таких манёвров.... "но ход ваших мыслей мне нравиться" ;)
28th-Jan-2014 09:41 pm (UTC)
У нас -3, позавчера был обильный по местным меркам снегопад, самое то. :-)
This page was loaded Apr 20th 2019, 9:12 am GMT.